В поиске «места под солнцем»

ОЛЬГА ЖУРАВЛЕВА 

На сегодняшний день на учете в нашей области состоит 512 тысяч единиц транспорта. На тысячу жителей приходится 412 автомобилей. Это один из самых высоких показателей в ЦФО. Понятно, что основная часть автопарка сосредоточена в Липецке. Машинами забит весь центр города, тесно от автомобилей и во дворах. В результате владельцы автотранспорта паркуются где попало, потому что «место под солнцем» зачастую найти не так-то просто. 

Замкнутый круг

Особенно обостряется ситуация с парковками в сложных погодных условиях. Нынешней зимой на область уже не раз обрушивались обильные снегопады. Разгул природной стихии всегда приводит к определенным последствиям. Так, из-за недостатков уличной дорожной сети в январе этого года произошло 20 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли четыре человека и 26 получили ранения. Такие цифры озвучил начальник областного управления госавтоинспекции Андрей Панасович.

Кто виноват?

Среди причин аварий на дорогах - не только несвоевременные уборка и обработка проезжей части реагентами. Во многих случаях ДТП провоцируют неправильные парковки автомобилей. К примеру, в Липецке на улицах Стаханова, Катукова вместо трех полос движения стало две, вместо двух – полторы. Кто в этом виноват? Коммунальщики, не убирающие с обочин проезжей части горы снега? Или же припаркованные, а чаще даже брошенные, там же грузовики и легковушки, препятствующие уборке? Получается своего рода замкнутый круг.

Инспекторы ДПС призывают липчан к сознательности и благоразумию, уважению всех участников движения. Ведь из-за нарушения правил парковки зимой труднее перемещаться пешеходам, возникают пробки на дорогах, сложности с объездом автомобилей, а также проблемы с расчисткой и вывозом снега коммунальщиками. Так, на прошлой неделе «скорая помощь» не смогла своевременно доехать до больного, поскольку из-за плотной стоянки автомобилей снег во внутриквартальном проезде так и не был расчищен.

Вплоть до эвакуации

Проблему взяли на контроль в администрации области. Руководитель региона Игорь Артамонов заявил, что к нарушителям правил парковки будут применяться жесткие меры вплоть до эвакуации машин на штрафстоянки.

- Мы будем предупреждать об уборке дворов и улиц от снега заранее. Если уговоры и профилактика не помогут, будем реагировать оперативно и привлекать автолюбителей к административной ответственности, - сказал Игорь Артамонов. - ЦИТАТА

Об этом же сообщил и Андрей Панасович. Коммунальные службы продолжат активно расчищать, убирать и вывозить снег как на основных магистралях, так и во дворах. В свою очередь, госавтоинспекция будет выявлять нарушения правил парковки. Рейды не ограничатся одним областным центром и пройдут также во всех районах.

- Нарушители правил парковки чаще всего не думают о последствиях, - говорит Андрей Панасович. – Иногда знаки, запрещающие стоянку автомобиля в определенном месте, устанавливают специально, чтобы пешеходы могли беспрепятственно перейти дорогу. Водитель, надеющийся на «авось», оставляет машину, идет, к примеру, в магазин, а в это время здесь сбивают пешехода. Поэтому каждый раз, паркуясь, автовладелец должен задаваться вопросами: насколько это место безопасно для его автомобиля и не помешает ли он другим? – ЦИТАТА

И это знак

За невыполнение требований дорожных знаков предусмотрена административная ответственность. В их числе:

- остановка ближе пяти метров до пешеходных переходов; 

- расположение автомобилей вблизи остановочных павильонов;

- остановка автомобиля, препятствующая движению других, например, в местах сбора и вывоза ТБО; 

- стоянка машин в зоне парковки для инвалидов.

Кстати, как показывает практика, знак «стоянка для инвалидов» особенно часто не смущает автовладельцев возле торговых центров, где они норовят припарковаться как можно ближе к входу, чтобы далеко не идти. И, конечно, все мы знаем, что нередко во дворах «железные кони» стоят на тротуарах. В результате пешеходы вынуждены лавировать, нередко и по сугробам, чтобы пройти или протиснуться между машинами. Особенно непросто приходится пожилым людям. 

Нарушения правил парковки фиксируются инспекторами ДПС, а также автоматически с помощью специального прибора – «Паркон». Сейчас на вооружении инспекторов дорожного движения четыре таких комплекса. К июлю их число увеличится до 12.

Переполненный центр

Неправильно припаркованные автомобили в центре Липецка ежедневно выявляют два инспектора. Чаще всего нарушения касаются стоянки под запрещающими знаками. 

- Зимой проблема обостряется особенно. Из-за снега автомобили не могут проехать в парковочные карманы, не хватает мест. Автовладельцы на низкопольных машинах не рискуя забуксовать, оставляют их на проезжей части, на остановках, - рассказал инспектор ГИБДД, старший лейтенант полиции Алексей Пьянов, дежуривший на площади Героев. – Если водителя удается застать на месте, выписываем штраф. Если же его нет, имеем право вызвать эвакуатор и проводить автомобиль на штрафстоянку.

Конечно, проблема с нехваткой парковочных мест в центре города связана не только с погодными условиями. Улицы строились еще в советское время, когда на тысячу жителей приходилось всего 60 автомобилей. С тех пор количество личного транспорта выросло во много раз. Понятно, что если ничего не предпринимать, центр города в скором времени ждет коллапс. Улицы заставлены машинами в два-три ряда, из-за чего образуются пробки, растет число ДТП.

Почему нет паркоматов

Городские власти неоднократно рассматривали различные варианты решения проблемы. В частности, был разработан порядок создания и использования платных парковок. Согласие на заключение концессионного соглашения на этот вид деятельности дала одна из липецких компаний. Предполагалось создать 1652 парковочных места с соответствующей разметкой на асфальте, оборудованных паркоматами. А чтобы альтернативными бесплатными парковками не стали дворы жилых домов, их собирались перекрывать шлагбаумами. Первые 20 минут стоянки должны быть для автомобилиста бесплатными. Планировалось, что плата будет взиматься только в будни с 8 до 20.00. При этом час парковки должен был стоить от 35 до 50 рублей. Автомобилистам, привыкшим ставить машины под окном офиса, пришлось бы выбирать – платить, либо добираться до места работы общественным транспортом. К проекту нашлись замечания у прокуратуры, Счетной палаты, депутатов горсовета. Он был отправлен на доработку и до сих пор пока так и не реализован.

Частично решить проблему узких загруженных дорог удалось на улице Семашко, где установили знаки, ограничивающие парковку по четным и нечетным числам. 

Опыт соседей

Интересно, что в соседнем Воронеже платная парковка в центре города уже свершившийся факт. Местные власти создали 6 тысяч платных мест для стоянок. А на маршрутах, проходящих через центр, увеличили количество автобусов, тем самым стимулируя жителей использовать общественный транспорт. Часть воронежцев обрадовалась, что центр города больше не будет похож на одну сплошную парковку, но многие были возмущены до предела. Они оставляли петиции в соцсетях с призывом отмены платных стоянок и даже пытались сбивать паркоматы ногами. Среди противников – сотрудники организаций, оставляющих свои автомобили на 8-10 часов ежедневно. Жители же, приезжающие в центр по необходимости, отзываются о нововведении положительно.

«Дворы без машин»

Еще сложнее навести порядок в так называемых «спальных» микрорайонах юго-запада Липецка. Плотно припаркованные автомобили значительно сужают внутриквартальные проезды. Машин настолько много, что их ставят на ночь в несколько рядов, в том числе и на газонах. Для решения проблемы городские власти не раз заявляли о строительстве многоуровневых парковок, анонсируя проект «Дворы без машин». При этом такие парковки в городе уже есть, но они не востребованы жителями, потому что устраивать бесплатные стоянки во дворах намного проще. К тому же, должна быть разработана законодательная база, стимулирующая автовладельцев парковать машины не возле домов, а в специально построенных зданиях шаговой доступности от места жительства. Остается их только построить. Удивляет другое: почему при застройке новых жилых массивов не предусматривается одновременно и строительство многоуровневых парковок?

Проблему стоянок в старых микрорайонах города начали решать, во время капитального ремонта придомовых территорий, расширяя проезды и обустраивая парковочные места. Но, к сожалению, нередко здесь можно увидеть автомобили, припаркованные практически у самого входа в подъезды.

Как видим, вопрос организации парковок в перенасыщенном транспортом городе комплексный и очень непростой. Нельзя огульно критиковать автовладельцев, зачастую нарушающих правила, что называется, когда совсем нет другого выхода. Но и оправдывать очевидных автохамов тоже нельзя. Думается, что это, скорее, вопрос времени, и из рассматриваемых в настоящее время предложений будет выбран самый компромиссный для всех заинтересованных сторон вариант.

 

 

 

В поиске «места под солнцем»

Файл в формате PDF

ПосмотретьСкачать
Назад к списку новостей