Алла с самого начала

Первые шаги к вершинам шоу-бизнеса певица сделала в Липецке

АЛЕКСАНДР ГРИШАЕВ

 

В предстоящий понедельник, 15 апреля, Алле Пугачевой исполняется 70 лет. Еще один ее юбилей — полвека на сцене — напрямую связан с Липецком. В 1969 году будущая примадонна советской и российской эстрады ступила на липецкую землю, где началась ее головокружительная карьера. 

Вычислить путь звезды

В город металлургов 20-летнюю выпускницу Московского музучилища пригласил руководитель популярного в те годы вокально-инструментального ансамбля «Но- вый электрон» Валерий Приказчиков. Тогда все профес- сиональные артисты должны были обязательно «состоять» при какой-либо концертной организации. Многие стара- лись подыскать себе место поспокойнее, а трудовые соглашения — повыгоднее. У столичных музыкантов из «Электрона» такое соглашение было с Липецкой филармонией.

— Позвонил Валера Приказчиков: «Владимир Абрамо- вич, есть девочка приличная. Правда, нигде не работает, не вокалистка, но, по-моему, перcпективная». — «Привози». Валера привез. Худенькая, с кривыми ножками, Алла Пугачева показалась букой. Послушал, действительно способная, перспективная. Взял в ансамбль, хотя у меня уже была одна вокалистка — Рая Кустарева. На десять голов выше и как певица, и внешностью, и обаянием, — вспоминал худрук коллектива Владимир Штульман... 

Так у ВИА появилась вторая солистка, в филармонии еще одна единица, а у Аллы — первая в жизни трудовая книжка, одобренный цензурой репертуар и концертная ставка в 7 рублей 50 копеек. Деньги в то время более чем скромные. 

Скромным был и быт буду- щей королевы отечественной эстрады. О квартире в Липецке не могло быть и речи. Как и в других городах, куда артисты отправлялись на гастроли, до- мом Аллы становилась гости- ница. В областном центре — номер в гостинице «Липецк», позднее переименованной в «Центральную» на площади Ленина.(Ныне это здание отделения Пенсионного фон- да. — Прим. авт.)

Чаще всего соседкой пе- вицы была исполнительница акробатических этюдов, «че- ловек-каучук», а впоследствии администратор ансамбля тан- ца «Казаки России» Галина Маркелова. 

— Какой только грязи не сочиняли про липецкий пе- риод Пугачевой, — возму- щалась многие годы спустя она. — Мол, и пила здесь, и «кололась», и забеременела... Ерунда все это! Пугачева же совсем молодая девочка была. Я ее гримироваться учила, заставляла косметику на ночь смывать. Не хотела она, чтобы нравившийся ей музыкант группы случайно увидел ее без макияжа. Хотя все знали, к этому времени у нее уже был роман с будущим первым мужем. Алла от него письма получала. Скучала… 

Любовь одна виновата

Послания в Липецк приходили от литовского артиста оригинального жанра, вы- пускника эстрадно-циркового училища Миколаса Эдмунтоса Орбакаса. Но не только при- балту нашлось место в сердце Пугачевой. Коллеги вспоминают, что вздыхала звезда и по одному из музыкантов «Электрона», статному, длинноволосому красавцу по имени Володя. Это не кто иной, как Владимир Николаев, ставший впоследствии музыкантом звездного состава «Песняров». В воспоминаниях о липецком периоде жизни он рассказывает свою версию отношений с Пугачевой. 

— Алла прекрасно играла на рояле, знала и пела джаз, уже тогда обладала своеобраз- ной манерой исполнения, — вспоминал Николаев. — С ней не всегда просто было ладить. Приходилось уговаривать петь не так, как ей хотелось, а как было принято тогда на советской эстраде. Уговоры на Аллу почти не действовали. Она была уверена в своей правоте и считала, что станет самой лучшей и известной певицей СССР. 

Владимиру ладить с Пугачевой удавалось. Возможно, потому, что он, так же, как и ее первый муж, сначала был мимом. 

Слухи, слухи...

В Липецке «Новый электрон» в сборном концерте с конферансом и артистами ори- гинального жанра чаще всего выступал на Зеленой эстраде центрального городского парка. По субботам там же они играли на танцах. Исполняли и песни советских композиторов, разрешенные цензурой, и собственные музыкальные произведения. Но всегда при полном аншлаге. 

— В Алле уже тогда можно было рассмотреть огромный потенциал, — вспоминала Галина Маркелова. — Прежде всего, она выделялась несомненным актерским талан- том. Все певицы тогда кому- то подражали. Пугачева же старалась ни на кого не быть похожей. 

Тяжелее всего приходи- лось девушкам в гастрольных поездках по городам и весям страны. С кипятильниками и электрическими плитами, скудной едой, одалживанием друг другу денег. Суточные часто задерживали, а сцена провинциального Дома культуры порой становилась для артистов еще и местом для сна. Однажды Аллу едва не довели до сердечного приступа разбудившие ее стаи огромных крыс. 

— Она отличалась фана- тичным стремлением к совер- шенствованию, — продолжает Галина Маркелова. — После концерта, как водится, все отдыхают, ужинают, выпива- ют... Алла посидит немного — и к фортепьяно. Проторчит до позднего вечера, чего-то под- бирает, сочиняет... Хотя могла и веселиться ночь напролет. Какие-то сценки шуточные для нас придумывала... 

Доводилось Алле подрабатывать и в местных ресторанах. Один из старейшин липецкого журналистского цеха рассказывал автору этих строк, как однажды отмечал юбилей брата в «Советском». Жующую и выпивающую публику развлекали ансамбль и совсем молоденькая солистка. Гости попросили ее исполнить «песню о войне». Певица наотрез отказалась от военнопатриотической тематики, чем вызвала недовольство посетителей. Конфликт был разрешен с помощью трехрублевой купюры, перекочевавшей в карман одного из музыкантов. Военную песню девушка спела. А через несколько лет участники банкета увидели ее в телевизоре. Пугачева победила на одном из конкурсов молодых исполнителей. 

Есть истории о том, как на танцплощадке Нижнего парка в перерывах между выступлениями одна из липчанок... оттаскала Пугачеву за волосы. Причиной ссоры стала ревность. Девушка была тайно влюблена в того же красавца Николаева, с которого не сводила глаз Алла. Кстати, по легенде Пугачева в стычке вела себя достойно. Милицию звать не стала и дала «конку- рентке» решительный отпор. 

А знаешь, все еще будет

В Липецкой филармонии Алла Пугачева проработала чуть больше года. Затем вер- нулась в Москву, и вскоре на всю страну прогремел ее «Арлекино». Ходили слухи, что певица из-за чего-то затаила на Липецк сильную обиду. Якобы кто-то из тогдашнего руководства филармонии пы- тался склонить начинающую артистку к близости, но полу- чил решительный отказ. А Пугачевой пришлось чуть ли не бежать из города. 

То, что Липецк был для певицы знаковым местом, косвенно подтверждает фильм «Женщина, которая поет». Фраза «Мы от Липецкой фи- лармонии, ОТ, понимаете» в среде поклонников стала крылатой. Если бы у Аллы Борисовны не было добрых ас- социаций с Липецком, вряд ли эти слова попали бы в картину. 

В экспозиции областного краеведческого музея хранит- ся каким-то чудом уцелевшая, скромная — в три краски — афиша. По сути — первый концертный плакат будущей звезды всесоюзного масштаба. На нем портрет молодой певицы и скромная надпись: «Липецкая областная филар- мония. Поет Алла Пугачева». К сожалению, кроме афиши пока не удалось найти ни одной фотографии липецкого периода биографии Пугачевой. Кто мог тогда предполагать, что вторая солистка ВИА «Новый электрон» Липецкой филармонии станет настоящим символом эпохи?

ВМЕСТО ЭПИЛОГА 

Несколько лет назад погиб в автокатастрофе создатель «Электрона». Многое изменилось с той поры и в Липецке. Нет гостиницы «Центральная». Нет снесенного в 1997 году здания самой филармонии, в котором Алла Борисовна устраивалась на первую в жизни профессиональную работу. Но старожилы частенько и с нескрываемой гордостью говорят молодежи и гостям города: «Да у нас Пугачева на танцах пела!». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алла с самого начала

Файл в формате PDF

ПосмотретьСкачать
Назад к списку новостей